www.m21.km.ru
kong1.euro.ru


Мне попалась в руки замечательная книга "Модель автомобиля "Волга", изданная в Москве в 1959 г. (то есть эта книга - ровесница моей "Волги" :-) тиражом 28 000 экземпляров. Здесь я помещаю отрывки из этой книги. Замечу, что серийный выпуск "Волги" начался в октябре 1956 г., а модель была готова в августе 1957 г.
Модель автомобиля "Волга"

ВВЕДЕНИЕ

Модель автомобиля "Волга" В погожий, несколько пасмурный день 24 августа 1957 года внимание посетителей Сокольнического парка в Москве было привлечено равномерным рокотанием каких-то механизмов. На одной из площадок посетители увидели зрителей, которые сидели и стояли вокруг невысокой изгороди, образующей круг диаметром в 25 метров.

Внутри круга на тросе длиной 10 метров, привязанном в центре на специальном стояке, мчался на большой скорости маленький автомобиль, точная копия отечественного легкового автомобиля "Волга".

Это работник лаборатории автомобильного моделизма Центрального автомотоклуба СССР инженер-конструктор А. П. Суханов демонстрировал перед участниками первых всесоюзных соревнований автомоделистов изготовленную им по своему проекту автомодель-полумакет "Волга".

Имея микролитражный компрессионный двигатель внутреннего сгорания с объемом цилиндра 1,5 см3, эта модель показала большую скорость (67,1 км/час), чем все модели, участвовавшие в соревнованиях, у которых были установлены более мощные двигатели с объемом цилиндров 2,5 и 5 см3.

Демонстрационный пробег модели А. П. Суханова произвел на всех, кто наблюдал этот пробег, сильное впечатление.

Маленькая автомодель длиной в 320 мм, запущенная только с одной попытки, неслась перед зрителями с большой скоростью. Она прошла 79 кругов, что равноценно 5 км пути. Зрители были восхищены результатами, показанными моделью, качеством и оригинальностью ее изготовления. А на вторых всесоюзных соревнованиях автомоделистов, которые проводились в августе 1958 года в г. Ростове, модель-полумакет "Волга" по классу моделей с рабочим объемом 1,5 см3 заняла первое место, показав 72 км/час.

Двигатель с рабочим объемом 1,5 см3 расположен на модели горизонтально, что позволило сделать модель низкой, внешне похожей на копируемый автомобиль "Волга". В качестве силовой передачи применена пара цилиндрических шестерен. Колеса модели снабжены полыми резиновыми шинами, что служит хорошей амортизацией от толчков, получаемых моделью при движении. Кроме того, на модели применена оригинальная торсионная подвеска передних колес, что обеспечило плавность движения модели.

Модель снабжена специальным остановочным приспособлением, позволяющим остановить модель по первому требованию судейской коллегии.

Запуск модели в пробег осуществляется с помощью толкателя. Этот механизм впервые применен в практике отечественного автомоделизма.

Все эти новшества, являясь удачными конструктивными решениями, подтвердили на практике свою жизненность.

В этой брошюре авторы дают описание и чертежи автомодели-полумакета "Волга" и знакомят читателей с технологией изготовления ее деталей, узлов и механизмов. Автомоделисты, познакомившись с особенностями конструкции модели и технологией изготовления ее деталей, смогут конструировать подобные же модели-полумакеты.

При возникновении вопросов просьба обращаться к авторам брошюры по адресу:
Москва, 280, Автозаводская улица, корпус "Д", подъезд N3, Лаборатория автомобильного моделизма ЦАМК СССР.

ВНЕШНИЙ ВИД МОДЕЛИ

Описываемая автомодель копирует отечественный автомобиль "Волга", поэтому она и названа модель-полумакет "Волга". Габаритные размеры модели и характеристика микролитражного двигателя, установленного на ней, даны в таблице, в которой они сравниваются с данными автомобиля "Волга".

Сравнительная таблица габаритных размеров и общих данных автомобиля "Волга" и автомодели-полумакета "Волга"

N п/п Наименование Данные автомобиля Данные автомодели Соотношение
- Общие данные - - -
1 Габаритные размеры, мм: - - -
- длина... 4830 320 15,1
- ширина... 1780 120 14,8
- высота... 1600 106 15,1
2 Колея, мм: - - -
- передних колес... 1420 94 15,1
- задних колес... 1420 94 15,1
3 Вес с заправкой, кг... 1480 0,9 1644
4 Максимальная скорость, км/час... 120-130 67 2,0
5 Диаметр колес, мм: - - -
- ведущих... 720 50 14,4
- направляющих... 720 50 14,4
6 Топливо... Бензин Смесь керосина, эфира и масла -
- Двигатель - - -
7 Марка... М-21 МК-16 -
8 Число цилиндров... 4 1 -
9 Диаметр цилиндров, мм... 92 12,8 -
10 Ход поршня, мм... 92 11,4 -
11 Рабочий объем, см3... 2500 1,48 1690
12 Степень сжатия... 6,6 Переменная (до 20) -
13 Наибольшая эффективная мощность, л.с... 70 0,1 700
14 Число оборотов в минуту... 4000 9000 -
15 Система смазки... Комбинированная Распыливанием -
16 Система охлаждения... Жидкостная Воздушная -

Из таблицы видно, что по своим габаритным размерам модель в 15 раз меньше автомобиля. Вес модели в 1644 раза меньше веса автомобиля. Несмотря на то, что двигатель модели имеет рабочий объем цилиндра в 1690 раз меньший, чем у двигателя автомобиля "Волга", развиваемая им мощность только в 700 раз меньше мощности, развиваемой двигателем автомобиля.

Рис. 1. Модель автомобиля "Волга" со снятым кузовом (вид сбоку) На обложке брошюры дан фотоснимок модели. Этот снимок наглядно показывает внешнее сходство модели с автомобилем. Единственное различие - вытянутая вертикально справа по ходу модели антенна.

Модель покрашена нитрокраской и хорошо отполирована. Облицовка кузова и радиатора, передний и задний буферы, фары и задние стопсигналы изготовлены из алюминия и хорошо отполированы. Все эти детали крепятся к кузову или с помощью винтов, или с помощью усиков, которые пропущены через отверстия в кузове и загибаются с внутренней стороны. Такое крепление облицовки к кузову довольно надежно.

Рис. 2. Модель автомобиля "Волга" со снятым кузовом (вид сверху) Стекла модели вырезаются из целлулоида толщиной 0,8 мм. Они приклеиваются к кузову нитроклеем АК-20. После того как поверхность стекла и внутренней части кузова, к которой приклеивается кромка стекол, смазаны клеем, стекла накладываются с внутренней стороны, и на них кладут на 4-5 мин. какой-нибудь тяжелый предмет, например молоток. Стекла приклеиваюся после того, как поверхность кузова ошкурена и покрашена краской.

На рис. 1 и 2 даны фотографии модели со снятым кузовом, а на рис. 3, 4 и 5 - чертежи общего вида модели в трех проекциях. Все это поможет моделистам лучше разобраться в компоновке узлов и деталей модели и в монтажной схеме модели в целом.

О назначении прикрепленных слева по ходу кордовой пластины и справа антенны (рис. 3, 4 и 5) будет рассказано в разделе "Сборка модели".

Рис. 3. Общий вид модели (вид сбоку)

Рис. 4. Общий вид модели (вид сверху)

Рис. 5. Общий вид модели (вид спереди)

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУЗОВА

Рис. 23. Облицовка капота с оленем ...В облицовку модели входит также продольная полоска капота с фигурой прыгающего оленя (рис. 23). Изготовляют эту часть облицовки следующим образом. На плотном листе бумаги рисуют фигуру оленя, которую потом вырезают и наклеивают на полоску алюминия толщиной 2 мм. Сверлом 1,5 мм вокруг фигуры сверлят отверстия и потом по контуру фигуры пропиливают лобзиком. Вырезанный контур обрабатывается надфилем, шлифуется мелкой шкуркой и аккуратно полируется. Крепится эта часть облицовки к кузову при помощи лапок (усиков), которые загибаются на концах полоски...

ДВИГАТЕЛЬ

На модели установлен авиамодельный компрессионный двигатель МК-16 (рис. 24). Двигатель установлен в горизонтальном положении так, что его коленчатый вал расположен перпендикулярно к продольной оси модели. Такое размещение двигателя вызвало необходимость его несколько модернизировать, т. е. укоротить крышку картера и коленчатый вал, так как двигатель не вписывался в габариты модели. Вызванная необходимостью модернизация двигателя, имеет также положительную сторону. Укороченный коленчатый вал улучшает условия работы двигателя, уменьшая вибрации, а также позволяет увеличить вес маховика, что создает более равномерную работу кривошипно-шатунного механизма и позволяет увеличить обороты двигателя.

Модернизированный таким образом двигатель развил на модели 12000 об/мин вместо обычных 9000...

Рис. 24. Общий вид двигателя МК-16

Рис. 25. Чертеж двигателя МК-16