www.m21.km.ru
kong1.euro.ru


Как "начиналась" "Волга"? Вопрос, конечно, обширный. Здесь я привожу уникальный материал - статью ведущего конструктора А. М. Невзорова "Новый легковой автомобиль "Волга". Эта статья была опубликована в апрельском (1956 г.) выпуске так называемого "Бюллетеня по обмену техническим опытом". Этот "Бюллетень" издавался в 50-ых годах (а, может, он издается и сейчас) на ГАЗе. Издатели - отдел технической пропаганды и Совет НТО завода. В "Бюллетене" описывались особенности тех или иных технологических операций, публиковались рацпредложения. Ну и, конечно, печатались материалы о газовских автомобилях. Статья Невзорова - своего рода анонс выпуска нового легкового автомобиля. Напомню, что "Волга" пошла в серийное производство в октябре 1956 года.
Это одна из самых первых (если не самая первая) официальных публикаций по автомобилю "Волга". В основном в ней говорится о модели с автоматической передачей. И лишь в конце уточняется, что завод собирается выпускать как модели с АКПП, так и модели с механической коробкой. Обращает на себя внимание расположение щупа уровня масла - с правой стороны двигателя, а не с левой, как было на последующих моделях. Но самое интересное не в этом. На фотографии салона с откинутыми сиденьями видна полусфера над приемником. Эта полусфера похожа на полусферу спидометра. Что это такое, я не знаю. На фотографии панели приборов этой полусферы нет. Вызывает также интерес нестандартная панель приемника.
Титульный лист

Государственный ордена Ленина, ордена Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-й степени автомобильный завод имени В. М. Молотова

БЮЛЛЕТЕНЬ

по обмену техническим опытом

выпуск 5

Издание отдела технической пропаганды и Совета НТО завода

г. Горький
апрель, 1956 г.


Новый легковой автомобиль "Волга"

Новый легковой автомобиль "Волга"

Легковой автомобиль "Волга", созданный на Горьковском автозаводе, является новой отечественной машиной оригинальной конструкции. Высокие скоростные, динамические и экономические показатели в сочетании с комфортабельностью, простотой и удобством управления и обслуживания, ставят эту машину на уровень современной автомобильной техники.

Основными достоинствами автомобиля "Волга" являются: хорошие плавность хода и устойчивость па дороге, обеспечивающие возможность движения с высокими средними скоростями, простота управления вследствие автоматизации процесса переключения передач, хорошие тормозные качества, достаточно высокая для данного класса автомобилей проходимость и облегченный технический уход.

Автомобиль "Волга" в основном сохраняет габариты и вес "Победы", являясь автомобилем того же класса. Далее приводится краткая техническая характеристика автомобиля "Волга".

Техническая характеристика

1. Число мест 5
2. Габаритные размеры: -
а) длина 4830 мм
б) ширина 1800 мм
в) высота 1620 мм
3. База 2700 мм
4. Колея передних колес 1410 мм
5. Колея задних колес 1420 мм
6. Вес автомобиля с полной нагрузкой* 1885 кг
7. Распределение веса по осям (при полной нагрузке): -
а) на переднюю ось 905 кг
б) на заднюю ось 980 кг
8. Размер шин 6,70" x 15"
9. Максимальная скорость 130 км/час.
10. Давление в шинах 1,7 кг/см2
11. Контрольный расход бензина** 9 л/100 км
12. Емкость бензобака 60 л.
13. Электрооборудование имеет напряжение 12 вольт.

* За нагрузку принят вес 5 пассажиров 375 кг и вес груза в багажнике 50 кг.
** Расход бензина при движении по ровной дороге со скоростью 40-50 км/час.

Автомобиль имеет пятиместный цельнометаллический кузов несущей конструкции с багажником в задней части и короткой подмоторной рамой в передней части для крепления передней подвески и установки силового агрегата.

Кузов оборудован электрическим стеклоочистителем c двумя щетками, зеркалом заднего вида, двумя противосолнечными козырьками, отопителем и обогревателем ветрового стекла, ящиком для мелких вещей в панели приборов, пепельницей, прикурнвателем. В средней части панели приборов монтируется двухдиапазонный радиоприемник с кнопочной настройкой. Антенна установлена в передней части крыши и может приводиться в рабочее положение с сидения водителя.

Компоновка автомобиля "Волга"

1- звуковые сигналы, 2 - радиатор, 3 - двигатель, 4 - главный цилиндр тормоза, 5 - насос централизованной смазки, 6 - вентилятор отопления, 7 - катушка зажигания, 8 - запасное колесо, 9 - аккумуляторная батарея, 10 - стабилизатор поперечной устойчивости, 11 - шарниры рулевой трапеции, 12- поперечина передней подвески, 13 - подмоторная рама, 14 - педаль тормоза, 15 - рукоятка привода жалюзи, 16 - педаль акселератора, 17 - рукоятка привода центрального тормоза, 18 - автоматическая передача, 19 - руль, 20 - центральный тормоз, 21 - глушитель выхлопа, 22 - карданная передача, 23 - рессора, 24 - амортизатор, 25 - задний мост, 26 - бензиновый бак, 27 - выхлопная труба глушителя.

Кузов имеет переднее и заднее цельные гнутые стекла, повышающие обзорность, и мягкие пружинные сидения увеличенной ширины. Переднее сидение с откидной спинкой, позволяющей превращать сидения в спальное место. Капот и крышка багажника имеют пружинно-рычажные механизмы, удерживающие их в открытом положении без упоров.

Запасное колесо в багажнике располагается в вертикальном положении с правой стороны в специальной нише. Поэтому полезный об'ем багажника (об'ем непосредственно для размещения грузов) на машине "Волга" значительно больше, чем на автомобилях "Победа" и ЗИМ.

Для увеличения долговечности, кузов подвергается антикоррозийной обработке - бондеризации и грунтовке методом окунания. Такой способ грунтовки исключает недостаточное покрытие грунтом малодоступных для окраски мест.

Двигатель автомобиля "Волга" - четырехцилиндровый, верхне-клапанный, короткоходный, с расположением цилиндров и клапанов в один ряд. Двигатель обладает высокой экономичностью и износостойкостью, а также хорошей ремонтоспособностью.

Износостойкость двигателя повышена за счет его короткоходности и применения пятиопорного коленчатого вала с увеличенным диаметром шатунных шеек. Ремонтоспоообность улучшена за счет с'емных мокрых гильз цилиндров с вставками из антикоррозийного чугуна.

Для уменьшения веса в конструкции двигателя широко применены легкие сплавы. Блок цилиндров, головка блока, крышка распределительных шестерен и другие детали отлиты из алюминиевого сплава.

Коленчатый и распределительный валы - литые, чугунные. Привод распределительного вала осуществлен парой шестерен, из которых ведомая шестерня изготовлена из текстолита.

Поршни сделаны из алюминиевого сплава, с плоским днищем, шлифованные по копиру, луженые. Каждый поршень снабжен двумя компрессионными и одним маслос'емным кольцами. Поршневой палец в поршне смещен на 1,5 мм в правую сторону для уменьшения стука при переваливании через верхнюю мертвую точку.

Толкатели поршневого типа, клапаны, привод которых осуществлен через стальные кованные коромысла и штанги, расположены в головке блока в один ряд. Диаметр тарелки впускного клапана 44 мм, диаметр тарелки выпускного клапана 36 мм.

Поперечный разрез двигателя автомобиля "Волга"

1 - впускная труба, 2 - карбюратор, 3 - выпускной коллектор, 4 - краник для отопителя, 5 - горловина для заливки масла, 6 - крышка коромысел, 7 - коромысло, 8 - клапан, 9 - головка блока, 10 - запальная свеча, 11- распределитель-прерыватель, 12 - штанга толкателя, 13 - толкатель, 14 - распределительный вал, 15 - стартер, 16 - масляный картер, 17 - масляный насос, 18 - коленчатый вал, 19 - шатун, 20 - масляный фильтр грубой очистки, 21 - краник для спуска воды, 22 - поршень, 23 - гильза цилиндра, 24 - блок цилиндров, 23 - щуп уровня масла.

Двигатель имеет комбинированную систему смазки.

Подшипники коленчатого вала, шатунные подшипники, подшипники распределительного вала, подшипники коромысел и шестерни распределения смазываются под давлением, остальные детали - разбрызгиванием.

Система охлаждения двигателя водяная, закрытая с принудительной циркуляцией, которая осуществляется центробежным насосом. В выпускном патрубке головки блока помещен термостат типа М-20 и ЗИМ.

Двигатель автомобиля "Волга" компактен и удобен в обслуживании, так как имеет хороший доступ к агрегатам, установленным на нем. С правой стороны двигателя размещены: карбюратор с впускной трубой, выпускной коллектор, генератор, фильтр грубой очистки масла, щуп и спускной водяной краник.

С левой стороны расположены стартер, распределитель-прерыватель и бензонасос. С левой стороны в головке блока расположены также запальные свечи.

Электрооборудование двигателя имеет напряжение 12 вольт. Аккумуляторная батарея расположена под капотом в передней части левого брызговика, в зоне лучших температурных режимов.

Реле-регулятор расположен на правом брызговике, катушка зажигания - на щитке передка, под капотом.

Замок зажигания на автомобиле "Волга" конструктивно об'единен с включателем стартера. Включение стартера осуществляется дополнительным поворотом ключа зажигания.

Подвеска двигателя осуществлена за счет двух мягких опор в передней части и одной опоры на задней крышке коробки передач.

Далее приводится техническая характеристика двигателя.

Техническая характеристика двигателя М-21

1. Тип 4-х тактный, бензиновый
2. Число цилиднров 4
3. Диаметр цилиндра и ход поршня (в мм) 92x92
4. Рабочий об'ем 2,445
5. Степень сжатия 6,6:1
6. Мощность максимальная 70 л. с. при 4000 об/мин.
7. Крутящий момент (максимальный) 17 кгм.
8. Удельный расход топлива по скоростной характеристике (минимальный) 230 гр э. л. с. ч.

Автоматическая передача, установленная на автомобиле "Волга", состоит из трехколесного гидротрансформатора с последовательно включенной автоматической планетарной коробкой передач.

Гидротрансформатор, увеличивая крутящий момент двигателя на разгонных режимах, улучшает приспособляемость автомобиля к дороге. Планетарная коробка передач за счет автоматического изменения передаточного отношения силовой передачи, создает условия для работы гидротрансформатора на режимах большего КПД.

Автоматическая передача позволяет автомобилю иметь три скорости вперед и одну назад. Вторая и третья передачи включаются автоматически. Задний ход и первая передача включаются рычагом, установленным на рулевой колонке.

Первая передача является резервной и включается только в исключительно тяжелых дорожных условиях (крутой подем, песок, снег и-т. п.). Первой передачей также необходимо пользоваться при торможении двигателем на крутых спусках, при заводке двигателя буксированном и при необходимости резкого увеличения эффективности разгона с места.

При включении заднего хода в заднем фонаре загорается дополнительное освещение.

Управление автоматической передачей осуществляется рычагом, установленным на рулевой колонке, который имеет четыре положения, зафиксированные на шкале следующим образом:

"Зх" - задний ход.
"Н" - нейтральное положение (двигатель может быть запущен только в нейтральном положении рычага).
"Д" - эксплуатационная передача (соответствует 2 и 3 автоматизированным передачам).
"П" - первая или понижающая передача.

Преимущества автоматической передачи особенно сказываются при езде в городских условиях с большой интенсивностью уличного движения при движении по горным дорогам с крутыми под'емами, частыми поворотами и движении по дорогам низкого качества.

Автомобиль "Волга" имеет высокие тормозные качества, которые достигаются хорошими удельными показателями, выражающими вес автомобиля, приходящийся на 1 см2 общей поверхности тормозных накладок (1,76 кг/см2), и надежной конструкцией тормозных механизмов.

Панель приборов автомобиля "Волга"

Средняя длина тормозного пути автомобиля "Волга" составляет: с начальной скорости 30 км/час - 5,6 м, с начальной скорости 50 км/час - 15,8 м, с начальной скорости 70 км/час - 32 м, и находится на уровне лучших современных автомобилей.

Главный тормозной цилиндр расположен под капотом на щитке передка, в удобном для обслуживания и недоступном для грязи месте.

Для увеличения эффективности торможения на стоянках на автомобиле "Волга" введен центральный ручной тормоз, отличающийся компактностью конструкции и надежностью в работе. Им также можно пользоваться при выходе из строя основных гидравлических тормозов. Щит тормоза с колодками крепится на торце задней крышки коробки передач. Барабан тормоза монтируется между выводным фланцем коробки передач и фланцем промежуточного карданного вала. Тормозной момент воспринимается реактивным пальцем, закрепленным в приливах задней крышки коробки передач. Привод осуществляется рукояткой, установленной под панелью приборов с левой стороны от водителя.

Многие, узлы и детали автомобиля "Волга" унифицированы с автомобилями ЗИМ и "Победа". Карданная передача унифицирована с автомобилем ЗИМ. Задний мост имеет детали, унифицированные с автомобилями ЗИМ и "ГАЗ-69". Главная передача заднего моста с передаточным отношением 3,78:1.

Передняя подвеска автомобиля "Волга" пружинно-рычажного типа. Верхние рычаги подвески являются одновременно рычагами амортизаторов. Задняя подвеска осуществлена двумя продольными полуэллиптическими рессорами. Задние амортизаторы унифицированы с автомобилем "Победа".

В конструкцию амортизаторов введены приспособления для подтягивания сальников.

Раскладка сидений для отдыха в пути

Багажник кузова автомобиля "Волга"

Тщательным подбором характеристик рессор, пружин и амортизаторов на автомобиле "Волга" достигнуто высокое качество подвески, что в сочетании с шинами низкого давления повышает плавность хода и устойчивость автомобиля.

На машине "Волга" предусмотрена установка безкамерных шин, применение которых обеспечивает большую безопасность движения, особенно на высоких скоростях.

Рулевое управление автомобиля состоит из рулевого механизма, унифицированного с автомобилем "Победа", и рычажной рулевой трапеции, выполненной по схеме автомобиля ЗИМ.

Рулевое колесо с двумя облицованными пластмассой и одной хромированной спицами имеет кольцевую кнопку сигнала.

За ступицей рулевого колеса смонтирован механизм переключения указателей поворота, который включается водителем и выключается автоматически по выходе автомобиля из поворота.

Для улучшения обслуживания автомобиля на "Волге" установлена централизованная смазка шасси, которая охватывает все точки смазки передней подвески и рулевой трапеции.

Кроме повышения удобства обслуживания, такая система смазки значительно повышает долговечность сопрягаемых деталей, за счет быстрого восстановления нарушаемой масляной пленки между сопрягаемыми деталями.

Система централизованной смазки состоит: из насоса с резервуаром, главного маслопровода, дозирующих устройств и маслопроводов к точкам, требующим смазки.

В насос, работающий по принципу вытеснения, масло поступает из резервуара, снабженного сетчатым фильтром, через шариковый возвратный клапан, когда насос находится в состоянии покоя.

При нажатии на педаль штока, в цилиндре насоса создается давление, поднимающее шарик клапана в седло. Шарик клапана плотно садится в седло и закрывает проход в резервуар для масла. Введением штока в цилиндр вытесняется необходимый об'ем жидкости в систему под давленим около 30 кг/см2.

Шток насоса имеет буферную шайбу, которая одновременно служит для перекрывания выпускного отверстия при неработающем насосе.

Возврат штока в исходное положение осуществляется за счет цилиндрической пружины, работающей на сжатие.

Дчя обеспечения начального хода штока, в случае прилипания буферной шайбы, что является следствием разряжения в трубопроводе служит перепускное отверстие, которое, обеспечив открытие выпускного отверстия, перекрывается при смещении штока на 3 - 4 мм.

Система централизованной смазки автомобиля "Волга"

1 - насос, 2 - дозатор, 3 - подводка смазки к соединению, 4 - гибкий шланг, 5 - трубопроводы.

Масло подается насосом через главный маслопровод в дозирующие устройства, которых в данной конструкции два.

Дозирующее устройство состоит из корпуса с одним впускным отверстием, снабженным сетчатым фильтром, четырьмя дозирующими камерами (по одной на каждую точку или группу смазываемых точек) и четырьмя выпускными отверстиями.

Масло под давлением, создаваемым насосом, через резиновые клапаны двустороннего действия попадает в дозирующие камеры к заполняет их, сжимая воздух в дозаторе. В это время отверстие плотно закрывается.

После снятия давления, создаваемого насосом, резиновый клапан под действием пружины перемещается в исходное положение, открывая выпускное отверстие и закрывая впускное.

Силой сжатого в дозаторе воздуха масло выталкивается по трубопроводу к точке или группе смазываемых точек.

В дачной системе централизованной смазки смазываемые точки сгруппированы по три, с целью уменьшения количества трубопроводов.

Так как потребность в количестве смазки для различных точек не одинакова, то об'ем смазки, поступающей к точке пли группе точек, регулируется величиной колпачка дозирующей камеры. В данном случае имеется три размерности колпачков. Главный трубопровод, соединяющий насос с дозирующими устройствами, и трубопровдаы, идущие от дозирующих устройств к точкам, изготовлены из металлических трубок с конусными муфтами и гайками на конце для плотного их соединения.

Ко всем подвижным соединениям смазка подводится при помощи гибких шлангов.

Смазка производится один раз в день перед выездом или через 200 км пути. Для этого водителю достаточно дважды нажать па педаль насоса централизованной смазки.

Завод предусматривает выпуск автомобилей "Волга" в двух вариантах, отличающихся установкой автоматической передачи или обычной механической коробки передач. Автомобиль "Волга" с механической коробкой передач имеет гидравлический привод сцепления, обладающий высокой надежностью и компактностью. Привод состоит из главного цилиндра, выполненного в одной отливке с главным цилиндром тормоза, трубопровода и рабочего цилиндра, смонтированного на картере сцепления.

Водитель, нажимая на педаль сцепления, вытесняег из главного цилиндра в рабочий цилиндр необходимый об'ем жидкости, заставляющий перемещаться в нем поршень. Последний перемещением штока, связанного с вилкой, производит выключение сцепления.

Применение гидравлического привода сцепления улучшило его компоновку и дало возможность применить подвесные педали, позволившие значительно улучшить общую компоновку автомобиля.

Автомобиль "Волга" прошел государственные лабораторные и дорожные испытания, длительные заводские испытания и в настоящее время находится в стадии подготовки производства.

В текущем году потребители получат новый скоростной комфортабельный, удобный в обслуживании и управлении автомобиль "Волга" Горьковского автомобильного завода им. Молотова.

А. М. НЕВЗОРОВ,
ведущий конструктор КЭО.




Редактор - главный инженер завода И. И. КИСЕЛЕВ.

МЦ09520. Тип. автозавода им. Молотова, проспект Сталина, д. N9. Заказ N1593, тираж 1000. Сдано в набор 26 марта 1956 г. Подписано к печати 17 апреля 1956 года.