www.m21.km.ru
kong1.euro.ru


Легковые автомобили
"Волга" М-21 и М-21Е
(с автоматической коробкой передач)

"Волга" М-21

Сейчас мало кто знает, что в начале производства на "Волгу" устанавливалась автоматическая коробка передач. Модификация "автоматической" "Волги" имела наименование М-21 (без буквенного индекса после "21"), а экспортная модель - М-21Е. Производство этих автомобилей было начато в 1958 г. Здесь я привожу материалы из книг "Автомобиль М-21 "Волга". Конструкция и техническое обслуживание", Москва, 1962 г. и "Автомобили ГАЗ", 1961 г. Мне доставляет истинное удовольствие показывать рисунок органов управления автомобиля М-21 своим знакомым. Осознание того факта, что в столь древние времена в нашей стране выпускались автомобили с коробкой-автоматом, повергает их в изумление.

Рычаг переключения передач автомобиля М-21 имел 4 положения:
Зх - задний ход;
Н - нейтральное положение;
Д - движение. На этой передаче осуществляется езда почти во всех дорожных условиях;
П - понижающая (первая передача).
Рычаг имеет стрелку-указатель, которая, перемещаясь по сектору с буквами, показываетет, какая включена передача. Сектор закреплен на рулевой колонке. Для переключения передач из нейтрального положения в положение Д и наоборот рычаг перемещают в одной плоскости, параллельной плоскости рулевого колеса. Для включения понижающей передачи или заднего хода необходимо рычаг переместить на себя (к рулевому колесу) и повернуть в нужное положение. Пуск двигателя стартером возможен только при нейтральном положении рычага.

Автоматическая коробка, как и механическая, являлась трехступенчатой. При установке рычага переключения передач в положение Д трогание и разгон автомобиля происходят на второй передаче. Рычаг переключения передач следует устанавливать в положение П, только при езде в тяжелых дорожных условиях (очень крутой подъем, песок, глубокий снег, переезд через препятствия с очень малой скоростью и др.), а также для получения при необходимости наиболее быстрого разгона с места и для интенсивного торможения двигателем (например, при спуске с крутой горы). При разгоне на первой передаче переключения на вторую и прямую передачи не происходит.

Органы управления автомобиля "Волга" М-21
1 - противосолнечный щиток; 2 - рукоятка переключателя указателей поворотов; 3 - кольцевая кнопка сигнала; 4 - рулевое колесо; 5 - рукоятка антенны; 6 - рычаг переключения передач; 7 - зеркало заднего вида; 8 - рукоятка управления внутренним люком вентиляции; 9 - педаль дроссельной заслонки; 10 - педаль тормоза; 12 - ножной переключатель света; 13 - кнопка насоса обмыва ветрового стекла; 14 - рукоятка привода створок радиатора; 15 - рукоятка капота; 16 - рукоятка тормоза стоянки.

Положение рычага переключения передач: Положение рычага переключения передач

















Краткая техническая характеристика автомобилей "Волга" М-21 и М-21Е

Параметры М-21 М-21Е
Число мест (включая водителя) 5 5
Вес автомобиля (сухой), кг 1360 1360
Колея, мм: - -
передних колес 1410 1410
задних колес 1420 1420
Наименьший просвет при полной нагрузке (под картером заднего моста), мм 190 190
Контрольный расход топлива на ровном шоссе с полной нагрузкой при скорости 40-50 км/час, л/100 км 9 9
Максимальная скорость, км/час 130 135
Емкость топливного бака, л 60 60
Двигатель ГАЗ-21, четырехтактный, карбюраторный, мощностью 70 л. с. при 4000 об/мин ГАЗ-21Е, четырехтактный, карбюраторный, мощностью 80 л. с. при 4000 об/мин

Параметры М-21, М-21Е
Гидропередача Состоит из гидротрансформатора и планетарной трехступенчатой коробки передач с автоматическим включением между второй и третьей передачей
Карданная передача Открытого типа, с промежуточной опорой
Главная передача Коническая, гипоидная, с передаточным числом 3,78
Передняя подвеска Независимая, на вертикальных спиральных пружинах. Оборудована двумя гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия
Задняя подвеска На двух полуэллиптических рессорах; оборудована двумя гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия
Колеса и шины Колеса дисковые. Шины низкого давления размером 6,70 - 15
Рулевой механизм Глобоидальный червяк с двойным роликом
Тормоза Ножной - колодочный, действующий на все колеса; привод гидравлический. Ручной - барабанного типа; привод механический
Электрооборудование 12 в, генератор 18 а, аккумуляторная батарея емкостью 54 а-ч. Свечи зажигания с резьбой 14 мм.
Отопление и вентиляция Отопление водяное от системы охлаждения двигателя. Вентиляция - через люк под ветровым окном


Двигатели ГАЗ-21 и ГАЗ-21Е

На автомобили М-21 и М-21Е устанавливались двигатели ГАЗ-21 и ГАЗ-21Е, соответственно. Ниже вы можете видеть фотографию двигателя ГАЗ-21 (ГАЗ-21Е). С правой стороны двигателя видна маслоналивная труба автоматической передачи.

Двигатель ГАЗ-21(ГАЗ-21Е)

Техническая характеристика двигателей ГАЗ-21 и ГАЗ-21Е

Параметры ГАЗ-21 ГАЗ-21Е
Модель и тип ГАЗ-21, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный ГАЗ-21Е, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный
Число цилиндров 4 4
Расположение цилиндров Вертикальное, рядное, в одном блоке Вертикальное, рядное, в одном блоке
Диаметр цилиндров, мм 92 92
Ход поршня, мм 92 92
Рабочий объем цилиндров, л 2,45 2,45
Порядок работы цилиндров 1 - 2 - 4 - 3 1 - 2 - 4 - 3
Степень сжатия 6,6 7,5
Мощность максимальная 70 л. с. при 4000 об/мин 80 л. с. при 4000 об/мин
Крутящий момент максимальный, кгм 17 18
Топливо Бензин с октановым числом 70 Бензин с октановым числом 80
Минимальный удельный расход топлива, г/элсч 235 225

Параметры ГАЗ-21, ГАЗ-21Е
Бензиновый насос Диафрагменного типа
Карбюратор К-22И с падающим потоком, балансированный
Воздушный фильтр Инерционно-масляный, контактной очистки
Масляный насос Шестеренчатый, с редукционным клапаном, установленным в блоке цилиндров
Масляные фильтры Два: грубой очистки - пластинчатый, фильтрующий 100% масла, и тонкой очистки - частичной фильтрации
Водяной насос Центробежного типа
Вентилятор Четырехлопастный
Генератор 12 в, 18 а
Распределитель зажигания С центробежным и вакуумным регулятором и октан-корректором
Катушка зажигания С добавочным сопротивлением
Свечи зажигания Неразборные, 14 мм
Автоматическая гидропередача Состоит из гидротрансформатора и планетарной трехступенчатой коробки передач
Вес, кг 225