www.m21.km.ru
kong1.euro.ru


Замена рабочих тормозных
цилиндров
Рано или поздно это должно было произойти. И произошло. На сороковом году эксплуатации моего автомобиля. Посетив гараж с довольно мирной целью (поставить на зарядку аккумулятор), я обнаружил подозрительную лужу у заднего левого колеса. Сначала я даже не понял, что произошло; подумал, что протек бензобак. Но оказалось, что протекла манжета рабочего тормозного цилиндра и в тормозной системе нет ни капли жидкости.

Первой моей мыслью было: "Как все же мне повезло!". Случись такая неприятность в дороге, неизвестно, чем бы все кончилось. А так все произошло в гараже, да еще осенью, когда машина уже поставлена на прикол (зимой я не езжу). Естественно встал вопрос, что делать дальше. Воротниковые манжеты 32 мм, которые используются в цилиндрах, еще выпускаются, так что казалось, что все будет достаточно просто.

Итак, мы с другом приступили к замене манжеты заднего левого цилиндра. Никаких непредвиденных помех не случилось, манжету мы заменили и цилиндр поставили на место. И тут появилась мысль: а ведь манжеты на других рабочих цилиндрах тоже древние, потекут не сегодня, так завтра, и хорошо бы их заменить. Что и было бодро сделано. А дальше началось самое интересное...

Рис. 1 Все попытки прокачать тормозную систему ни к чему не привели. В системе оставался воздух. Приглядевшись, мы поняли, что новые манжеты пропускают жидкость. Сначала мы решили, что нам просто не повезло с манжетами. Но замена манжет на новые ни к чему не привела. То одна, то другая манжета все же пропускала жидкость. И тогда мы решили заменить цилиндры. Естественно, встал вопрос о возможности установки на 21-ую "Волгу" цилиндров с ГАЗ-24.

Рис. 2 В таблице взаимозаменяемых деталей рабочих тормозных цилиндров не оказалось*. Что, вообще говоря, удивительно, так как сразу видно, что 21-ые и 24-ые цилиндры одинаковы. И посадочные места у них идентичны, и 21-ые штуцера подходят к 24-ым цилиндрам. Мы без проблем установили 24-ые цилиндры (и передние, и задние) на 21-ую "Волгу". Во время установки лопнула тормозная трубка, идущая на заднее левое колесо, ну да это уже мелочь. Я отыскал в багажнике новую трубку, и мы ее поставили. Я, кстати, не уверен, что найденая мной трубка - волговская. Но встала она без проблем, хотя и была длиннее, чем нужно, и ее пришлось изогнуть и прикрутить для страховки проволокой к заднему мосту. В отличие от 21-х цилиндров у 24-х присутствует система автоматической регулировки зазора между колодками и барабанами. 21-ые регуляторы зазора можно снять за ненадобностью. Соответственно, у 24-х цилиндров несколько другая форма поршня и две кольцевых манжеты вместо одной воротниковой. Также на 24-ом цилиндре отсутствует коническая пружина поршня. Вместо нее установлено упорное кольцо, которое, собственно, и предназначено для автоматической регулировки зазора. На рис. 1 и рис. 2 показаны, соответственно, передние и задний тормозные цилиндры вместе с "начинкой" (24-ый цилиндр вверху, 21-ый - внизу).

На рис. 3 можно увидеть передние тормозные цилиндры, на рис. 4 и рис. 5 - задний тормозной цилиндр с ГАЗ-24, установленные на 21-ую "Волгу". Коричневые пятна - это не ржавчина, а подтеки тормозной жидкости.

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Во время прохождения очередного техосмотра была сделана проверка работы тормозов, результаты которой вполне удовлетворили как меня, так и техосмоторщиков :-)


Как я уже писал в разделе Таблица взаимозаменяемых деталей, сравнение каталогов деталей различных автомобилей - занятие довольно интересное. Можно отследить, как одна деталь "кочевала" с машины на машину. Позднее я порыскал по каталогам, чтобы сравнить номера тормозных цилиндров разных "Волг". И вот что я увидел. Номера передних цилиндров в сборе в 21-ом и 24-ом каталогах совпадают, только в 21-ом каталоге они числятся как цилиндры с ГАЗ-12, а в 24-ом каталоге - как 24-ые. И к номеру переднего правого 24-ого цилиндра справа дописано число 10. А корпуса цилиндров в 21-ом каталоге тоже числятся как цилиндры с ГАЗ-12, а в 24-ом каталоге - как 21-ые!
С задними цилиндрами еще интереснее. Номера цилиндров в сборе совпадают у трех "Волг"! Они отличаются лишь префиксом, указывающим на модель автомобиля. А в номере цилиндра из 24-ого каталога вместо 2 стоит 1. Номер корпуса 21-го цилиндра отличается на одну цифру (плюс у него еще после номера добавлена буква Б) от номеров остальных цилиндров. Но номер корпуса 24-го цилиндра начинается с 21Р!
Вывод: все цилиндры одинаковые, и их можно спокойно ставить на М-21.

Передние цилиндры в сборе.

Автомобиль Правый цилиндр Левый цилиндр
М-21, каталог 1960 г. 12-3501040 12-3501041
ГАЗ-24, каталог 1995 г. 24-3501040-10 24-3501041

Корпуса передних цилиндров.

Автомобиль Правый цилиндр Левый цилиндр
М-21, каталоги 1960 и 1970 гг. 12-3501046 12-3501047
ГАЗ-24, каталог 1995 г. 21Р-3501046 21Р-3501047

Задний цилиндр в сборе.

Автомобиль Цилиндр
М-21, каталоги 1960 и 1970 гг. 12-3502040
ГАЗ-24, каталог 1995 г. 24-3501040
ГАЗ-2410 2410-3502040
ГАЗ-3102 3102-3502040

Корпус заднего цилиндра.

Автомобиль Цилиндр
М-21, каталоги 1960 и 1970 гг. 20-3501046-Б
ГАЗ-24, каталог 1995 г. 21Р-3502046
ГАЗ-2410 2410-3502046
ГАЗ-3102 3102-3502046


Однажды на конференции Авто-Ретро разразилась дискуссия о том, будет ли работать автоматическая регулировка зазора на 21-ой "Волге". Было высказано мнение, что она работать не будет, так как без усилителя тормозов невозможно приложить достаточное усилие на упорные кольца. Но усилитель тормозов не приводит к более высокому давлению жидкости в системе, а лишь уменьшает усилие, которое надо приложить к педали тормоза. Но вопрос меня заинтересовал, и я полазил по книгам, пытаясь выяснить, какая сила необходима для сдвига упорного кольца. В книге по 24-ой "Волге" сказано (напомню, что у ГАЗ-24 усилитель стоит), что для сдвига кольца нужно приложить усилие в 50-60 кг. Осталось узнать, не устанавливалась ли система автоматической регулировки зазора на какие-нибудь автомобили, не оснащенные усилителем. Оказалось, что это имело место у "Москвича"-408 и ЗАЗ-965А. Конструкция рабочих тормозных цилиндров этих автомобилей практически такая же, как и у "Волги", но сами цилиндры немного меньше. А для перемещения упорных колец необходимы все те же 60 кг!
В крайнем случае можно просто во время стоянки автомобиля несколько раз резко нажать на педаль тормоза, устанавливая тем самым упорные кольца в нужное положение.

Результаты контроля тормозов

Результаты контроля Норматив Оценка
Тормоза Тормозная сила (кН) Коэф. неравн-ти Овальность (кН) Ус. на пед. (Н) - -
ПО-рабочий 3.07 3.43 0.055 0.00 0.00 ----- Кн 1<0.09 В порядке
ЗО-стояночный 1.34 1.55 0.073 ----- ----- ----- Кн 2<0.09 -
ЗО-рабочий 2.99 2.96 0.005 0.00 0.00 ----- - В порядке



Общая оценка тормозов Тормозная сила (кН) Удельная тормозная сила - -
Итого по рабочим тормозам 12.45 0.76 Уд.сила РТ>0.64 В порядке
Итого по стояночным тормозам 2.89 0.18 Уд.сила СТ>0.16 В порядке
Общий вес АТС статич./динамич., кг 1658 1664 - -


* В добавленной позднее Таблице 3 тормозные цилиндры есть.